Тема хоть и бородатая (с 2015г.), но актуальность ее не потеряется в поколениях волейболистов-любителей.
Поэтому вякну "пару" строчек. Я об этом кажется писал, или давно уже не писал, или хотел написать. Уже не помню )
Интегральная подготовка (читай- игровая), именно то, что практикуют многие любительские команды на своих "тренировках" (не хочу никого обидеть а лишь констатирую факт наблюдений) нужна лишь для подведения итогов накопленного опыта, навыков и умений спортсмена в процессе действительно правильно организованного тренировочного процесса, нацеленного на формирование его навыков.
Источник - это кому не лень читать.
В тренировочной игре мы лишь можем наблюдать то, как проявляется или не проявляется тот или иной навык, и делать соответствующие выводы, а также корректировки в тренировочном процессе.
Давайте попробуем убрать целенаправленный, действительно тренировочный процесс, оставим только игру и посмотрим, что получиться. У нас есть игра, причем, чаще всего ТРЕНИРОВОЧНАЯ, которая ни к чему не обязывает спортсмена. Это важный акцент. Что с нее выносит игрок?
1. Удовлетворенность от движения. Эндорфины выделяются по любому ) Это ваш бонус.
2. Удовлетворенность от удачно реализованных действий: прием, подбор, пас, атака, блок. Сколько их получилось в трех-пяти партиях у каждого по разному, но в преобладающем большинстве - немного (опять без обид, я просто наблюдаю на тренировках и веду статистику, вот и все) Бонусом - опять эндорфины. Ну все, секс уже не нужен, “наелись”. Упс )
3. В соревновательной интегральной подготовке эффект выше за счет формирования психологических и физических качеств спортсмена. Игра более напряженная, самоотдача выше. Это большой плюс и для этого нужно устраивать спарринги. Лучше при этом на что-то играть, чтобы была заруба.
4. Далее все грустно. Игрок ошибается (это нормально), психует, ругается матом, сваливает свою вину дн других, расстаивается естественно, но что самое печальное не делает выводы и не исправляет причину проблемы. Почему такая “тренировка” не работает, да потому что, чтобы результативный навык сформировался, нужны многократные повторения ПРАВИЛЬНОГО выполнения действия. Нужно именно тренировать и тренировать целенаправленно ПРАВИЛЬНЫЙ навык, которого пока нет. Кто подскажет ему, какое должно быть это правильное действие, кто воссоздаст ему эти условия, для многократного воспроизведения?
Ирония - многие тренируют НЕПРАВИЛьНЫЕ действия, многократно их повторяя, тем самым навык формируется, но он НЕПРАВИЛЬНЫЙ и как следствие может оказаться НЕ РЕЗУЛЬТАТИВНЫМ.
И еще один важный момент. Часто нам что-то говорят, но доходит до нас это не спервого, не со второго и не с третьего раза. Нам повторяют, а мы не воспринимаем. С мышцами все гораздо сложнее. Чтобы вдолбить им что-то в “голову”, сформировалась их память - мышечная память (про которую говорят - “опыт не пропьешь”), нужно повторять не десятки, а сотни и тысячи раз одно и тоже ПРАВИЛЬНОЕ действие. Причем желательно делать это подряд. И вот тут как раз и приходит спортсмену оно - осинение, понимание в виде закрепленного навыка, проявляющегося потом уже в игре. Ну и опять-таки не сразу, а сначала через искусственно созданные игровые ситуации - групповые упражнения.
Для этого нужно выделить время в тренировочном процессе и оно должно быть большим в соотношении с игровым.
Картина возможно не полная, но даже эти мазки дают представление о том, что профессионального роста не будет, при практиковании только интегральной подготовки, потому как нет причины для этого роста. Никто зерна не бросил, не поливал, не ухаживал. Для этого нужно время и целенаправленная работа, построенный в циклах процесс. Поэтому к “обеду” (к игре) нечего подать.
Как должно быть - очень кратко.
На разных этапах подготовки волейболиста процентное соотношение интегральной подготовки в общем объеме тренировочного процесса существенно разниться. Различается оно так же и годовом цикле подготовки. Чем ближе к соревнованиям, тем весомая доля выше.
Как это происходит у нас - очень кратко
В обычной тренировке у нас не более одной игры как правило в самом конце. Весь тренировочный процесс построен на совершенствование волейбольного мастерства технического характера, т.к. именно здесь находится потенциал любителя-волейболиста который позволит наиболее быстро продвигаться в совершенствовании особенно тактических и психологических качеств .
В играх этого практически не происходит. В них проявляется лишь уже накопленное мастерство и по ним можно судить о степени проявления этих качеств. Т.е. игра - это как контрольная работа для ученика по математике или физике, где новых знаний не получаешь, но проверяется их достигнутый уровень.
Ничего нового не сказал, честное слово. Главная фишка - это нужно делать ) И даже это не ново - just do it! написано на каждом "заборе" И как правило тут весь затык!
Заплатин Евгений
vk.com/club55422006
8 9О8 9Ч7 898Ч