Допускаются все желающие команды, в т.ч. и ЛВЛ (если они пойдут на это).
В этой связи, с целью максимального охвата потенциальных участников, лучше бы игры проводить по выходным на базе каких-то определенных залов. Например, по 5 игр в день, за неделю можно 10 игр провести. Тогда весь Кубок можно уместить в 5-6 недель. Все от нас зависит.
Можно его разнести на 8 недель или больше, чтобы продлить волейбольный сезон. Короче, решаем.
Вариант 1. (Классический вариант)
19 команд в АЛВ
Делимся по 5 команд методом слепого выбора (жеребьевки)
Группа 1 (5 команд). 10 игр
Группа 2 (5 команд). 10 игр
Группа 3 (5 команд). 10 игр
Группа 4 (4 команды). 6 игр
В группах играют в круг. Дальше выходят по 2 команды из группы – итого 8 команды
Дальше – финальный этап, игры на вылет до 1-й победы.
¼ финала – 4 игры
½ финала – 2 игры
Матч за 3 место – 1 игра
Матч за 1 место – 1 игра
Итого 44 игры
Плюсы: все прозрачно и достаточно скоротечно, если не добавлять кол-во побед в финальной серии.
Минусы: нельзя выстроить рейтинг команд по итогам Кубка, кроме 1-4 мест. Проигравшие команды в группах и финальной стадии дальше не играют, интерес сразу падает.
Вариант 2 (швейцарская система) наберитесь терпения
В первом туре все команды упорядочиваются случайным жребием. Пары составляются по принципу: первый из верхней половины таблицы с первым из нижней половины, второй – со вторым, и так далее. Если, например, в турнире 40 участников, то первый играет с 21-м, второй с 22-м и т. д. При нечётном числе команд, последняя получает победу без игры.
Жеребьевкой перемешиваем все команды и расставляем их по-порядку 1-19.
Делаем отсечку на 10. Итак, следуя формуле, формируем пары и игры первого тура.
Первый тур. 9 игр
1-11. 3:0
2-12. 3:1
3-13. 3:2
4-14. 2:3
5-15. 0:3
6-16. 3:0
7-17. 1:3
8-18. 3:1
9-19. 3:2
Команда №10 не играет и получает победу со счетом 3:2 (2 очка)
В следующих турах все команды разбиваются на 3 группы исходя из счета (1 – 3:0 и 3:1; 2 – 3:0 и 2:3; 3 – 1:3 и 0:3). Тем самым должны команды отсортироваться по силам. Если в группе оказывается нечётное количество команд, то одна команда переводится в следующую очковую группу.
Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры. При нечётном числе команд, команда имеющий последний номер в последней очковой группе (из ещё не получавших очки за пропуск), получает победу 3:2 без игры.
Сортировка по группам
Группа 1
1
6
15
2
17
8
Группа 2
3
14
9
13
4
19
Группа 3
10
11
16
5
12
7
18
Второй тур. 9 игр
1-2
6-17
2-8
3-13
14-4
9-19
10-5
11-12
16-7
18 пропускает и получает 2 очка
И так далее.
Минимальное число туров (в идеале), необходимое для справедливого определения призовой тройки, в зависимости от числа команд:
7—8 5
9—16 6
17—32 7
33—64 8
Места в турнире распределяются по набранному количеству очков. Для 19 команд можно ограничиться 5-ю турами (или 6-ю) чтобы по кол-ву игр соответствовать Варианту №1.
Плюсы: справедливо определяются победители и аутсайдеры. Играют все команды на протяжении всего Кубка. Победитель определяется по кол-ву очков, поэтому расслабляться не придется. Проигравшие также не выбывают из борьбы, а продолжают участие, поэтому интерес сохраняется. Возможность сыграть с разными командами.
Минусы: Есть проблема при нечётном числе участников турнира - приходится в каждом туре присуждать одну техническую победу (правда, с наименьшим кол-вом очков). Правила распределения пар довольно сложны.